Вопрос-ответ

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ "СКОРО В ШКОЛУ"

Основная идея методических рекомендаций - ответить на наиболее задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников.

Есть ли домашнее задание в 1 классе?
Нет, домашнего задания в 1 классе нет, но если вы хотите сформировать у своего ребёнка качественные навыки чтения, письма и счёта, то не отказывайтесь от тех тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.

Как определить интеллект ребенка? Как понять, на что обратить больше внимания при обучении дошкольника, как предотвратить возникновение трудностей при поступлении ребенка в школу?
В  книгах Галины Шалаевой вы найдете тесты, которые помогут понять, готов ли ваш ребенок к следующему возрастному периоду обучения. Выполнение ребенком предложенных заданий позволит определить: имеется ли у него необходимый запас знаний, умений и навыков; владеет ли он мыслительными операциями; может ли малыш понять поставленную перед ним задачу и выполнить ее самостоятельно. Все тесты представлены в форме игровых заданий, которые дети обычно выполняют с интересом и удовольствием. Данное пособие можно скачать здесь.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обучение детей начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет. А когда именно – решают родители. Здесь важно понимать, что все зависит от ребенка: его здоровья, состояния нервной системы, уровня развития. Психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Главное, чтобы ребенок был готов высидеть урок и сконцентрировать внимание на том, о чем рассказывает учитель.
Существует несколько критериев, по которым можно судить о такой готовности:
  • умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;
  • есть ли желание учиться;
  • развита ли у ребенка речь (это один из самых важных показателей готовности к обучению);
  • достаточно ли развит фонематический слух;
  • достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка очень сложно обучить письму.


Родителям необходимо обращать внимание как малыш работает карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно он может перерисовать, вырезать какие – то фигурки и т.д. Если у ребенка в шесть-шесть с половиной лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если нет - не спешите отдавать малыша в школу, ребенок к ней пока не готов. Важно понимать, что включает в себя понятие "готовность к школе". Это вовсе не умение читать, писать, считать. Это умение делать над собой усилие, сосредоточиваться на задачах – то, что психологи называют произвольностью поведения.

Какие основания для отказа в приеме в школу считаются законными?
Родителям (законным представителя) могут отказать в приеме в первый класс, в связи с отсутствием свободных мест в образовательном учреждении (если проживание семьи не относится к школе по микрорайону).

Обязательна ли в школе школьная форма?
Да, обязательна. Школьная форма дисциплинирует. Ребенок, надевший форму, точно знает, что он идет учиться и сразу настраивается на нужный лад.

Почему в 1 классе не ставят отметок?
В 1 классе обучение безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.

Можно ли носить в школу сотовый телефон?
Да, но научите ребенка правилам культуры: пользоваться телефоном только по мере необходимости после уроков и на перемене.

Можно ли носить в школу игрушки?
Игровая деятельность всё ещё значимая для ребёнка. Игрушкой можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности будет определяться образовательным учреждением и согласовываться с родителями обучающихся.

Что должен уметь первоклассник?
Отвечает воспитатель Шайдарова Жанна Витальевна в блоге "Ни минуты покоя"

Что нужно делать, чтобы подготовить ребёнка к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Организуйте распорядок дня:
  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.


Уделите особое внимание развитию произвольности:
  • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками;
  • он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.


Используя лото и книги, учите с ребенком названия:
  • диких и домашних животных, птиц,
  • полевых и садовых цветов,
  • деревьев,
  • предметов посуды,
  • предметов мебели,
  • одежды, головных уборов, обуви,
  • школьных принадлежностей,
  • названия городов,
  • времен года и их признаков и т.д.


Запоминайте обобщающие названия этих групп (мебель, птицы и т.д.)
Развивайте логическое мышление ребенка (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развивайте мелкие мышцы руки ребенка (необходимо, чтобы он уверенно владел карандашом, ножницами);
Ребенок должен уметь правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа;
иметь представление о сезонных явлениях природы; знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Развивайте связную речь детей. Читайте книги, учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
Составляйте рассказы по картинкам.
Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
На этапе подготовке ребенка к школе:
  • избегайте чрезмерных требований
  • предоставляйте право на ошибку
  • не думайте за ребёнка
  • не перегружайте ребёнка
  • не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.


Устраивайте ребенку маленькие праздники.
Помните: ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
Как правильно организовать рабочее место первоклассника?
  • Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у леворуких).
  • Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1,5 см.
  • Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди, расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.
  • Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
  • Хорошая освещенность рабочего места – лампа должна находиться с левой стороны от ребёнка (для правшей).
  • Письменный стол – в первую очередь учитывается рост ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, заниматься ребенку гораздо легче, он дольше сохраняет работоспособность и активность. Чтобы определить, подходит ли высота стола и стула росту школьника, воспользуйтесь правилом "прямой угол". Известно, что при правильной посадке у человека можно увидеть два прямых угла. Первый образован в колене голенной и бедренной частью ног, а второй - в локте плечом и предплечьем, если руки лежат на поверхности стола.
Как помочь ребенку легче адаптироваться в школе?
Следующие рекомендации как помочь ребенку легче адаптироваться к школе:
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. 
  • Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: "Смотри не балуйся!", "Веди себя хорошо!", "Чтобы сегодня не было плохих отметок!" и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?" Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.
  • Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  • После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут "перемены" - желательно подвижной.
  • Во время приготовления уроков не сидите "над душой", дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: "Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу". Похвала, даже если что-то не получается, необходима.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если сделаешь, то..." Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
  • Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Комментариев нет:

Отправить комментарий